Юрий Васильев и Галина Семенова.
Гонконг, 1996
фото Александра Забрина |
Год едва успел начаться, а Концерт Года уже
состоялся - выступление рок-группы "Чолбон" в Якутске, в
последний високосный вечер февраля - забудется нескоро. Пожалуй,
это был первый концерт на родине музыкантов, соответствующий
уровню группы и его статусу "легенды".
Концерт года
Респектабельный зал Саха-театра, дорогие для Якутска билеты по
500 рублей, красивая конструкция на сцене, участие Степаниды,
Тумуса и других ярких персонажей - все было со знаком качества,
включая афиши и PR-анонсы. Публика, долго пребывавшая в
ностальгии по настоящему, могла, наконец, оторваться. Оторвался
и "Чолбон", в последнее время выступавший редко и (к сожалению)
не всегда метко, и исполнивший свои лучшие песни, ставшие
классикой жанра - "Барыма", "Куруус санаа", "Хотой", "Хаhан эрэ",
"Кёмус Ардах", "Оттон мин"…
С каждой песней звезда разгоралась ярче, градус крепчал,
поначалу сдержанная публика постепенно разогрелась и под конец
раскочегарилась настолько, что, аплодируя и приплясывая в
проходах, не желала расходиться - как в лучшие времена
полуторадесятилетней давности. Закончилось все действо
джем-сейшном с участием лучших музыкантов края - Никиты Кима,
Виталия Власова и других горячих якутских парней рок-тусовки. Не
говоря о вечном пессимисте Гоше Сергучеве, который выглядел
довольным, может, впервые в жизни, - по крайней мере, никто из
нас его таким праздничным давно уже не видел…
Потом, не в меньшем энтузиазме, интервью телевизионщикам давал
другой Сергучев - Карл, которого можно было вполне поздравить
как продюсера и режиссера (Может, он, по слухам, и не поделил с
чеченской Кларой каких-нибудь кораллов, но в тот вечер конкретно
подарил соотечественникам праздник).
Во время концерта, под звуки му(зыки), вызывающие смешанное
чувство печали и радости, тревоги и гордости за саха,
вспоминалась история впечатлений, встреч, концертов,
путешествий, расставаний и утрат.
Пробуждение духа саха и проблема "национальной
самоидентификации", сошедшая на нет после первого же концерта
группы.
Счастливое совпадение якутской музыкальной традиции и
современной мировой музыки в явлении, именуемом сейчас
саха-этно-роком.
"Чолбон" был первым. Не ласточкой, конечно, - орлом-хотоем
фестиваля Табык".
Принадлежность к чолбоновскому фан-клубу объединила самых разных
людей - простого, как правда, звукоинженера из Мирного Андрея
Кокорина и плейбоя-основателя Артема Троицкого, уехавшего в
Штаты музыковеда Эдуарда Алексеева и культового Петра Мамонова,
скромного врача Сашу Ермолаева и столичного антикварщика Сашу
Липницкого, журналиста Алешу Амбросьева и букеровского лауреата
Михаила Бутова, изучающего язык саха московского юношу Васю
Костырко и звезду саха-театра Степаниду Борисову.
Почему-то эта музыка трогает всех нас и соединяет.
"Чолбон" Григорий
- Разве это музыка? - перебил меня и засмеялся Григорий, самый
свирепый и самый младший из "чолбонов", когда чувства,
переполнявшие меня во время концерта, однажды вышли из берегов и
вылились в восторги и комплименты. - То, что мы играем - это же
не музыка, это туфта! Настоящая музыка - это чувства, то, что
внутри. И природа.
Он махнул рукой в сторону заходящего солнца в окне и деревьев в
снегу.
- А то, что мы играем, это же туфта, - опять повторил он,
улыбаясь.
Что же они должны чувствовать, чтобы так играть - эти сельские
ребята, не обучавшиеся музыке, чтобы войти в историю как
"сибирские Pink Floyd"?
И что бы потом ни выделывал безумный Гриша, какой бы бред ни
нес, всегда вспоминаются эти слова, сказанные с каким-то
безысходным весельем. И другие его гениальные фразы: "Музыка
должна быть с мясом и кровью" (отсюда, вероятно, хищная птица
орел, победно летающая на всех их концертах), или "Все мы дети
ночи".
Насчет всех не знаю. Но именно оттуда рождаются слова и мелодии
нежных и суровых песен "Чолбона", большинство из которых
написано Гришей, любящим мать, сельскую учительницу Евдокию
Афанасьевну, свой Fender (Stratocaster, как у Pink Floyd, только
красного цвета) и природу. Отсюда столько цветов и чичахов в их
песнях, даже когда поется о том, что они исчезают.
И еще одно трогательное воспоминание: на ранних снимках - в
Мирном 1987 года со "Звуками Му" у юного Гришки самое счастливое
лицо.
Саша Ильин
Самый светлый, добрый и музыкальный - средний из Ильиных. Играет
почти на всех инструментах. В суровой музыке группы это
контрапункт, высветляющий тени и разбавляющий мрачный колорит.
Именно он, в соавторстве с Михаилом Тумусом, запертый тем в
комнате, создал неповторимый шедевр и лучший якутский спиричуэл
"Хаhан эрэ" (Когда-нибудь). "Когда-нибудь, после смерти, я
вернусь сюда в виде черной птицы, и кружась над родными алаасами,
прокричу ту истину, постичь которую живущим не суждено…" Одной
этой песни-предчувствия, изначально лебединой, было бы
достаточно, чтобы стать памятником эпохи. Ярче всего помнится,
как в 1995 году, на Сицилии, мы с Сашей, встав в 5 часов утра,
бежали пустынной улочкой средневековой Катаньи к морю, чтобы
встретить восход солнца. Чуть-чуть опоздали, и Сашка страшно
расстроился - ему предстояло играть "Сарыл Тыына" и нужно было
проникнуться рождением и дыханием зари. А еще Сашка, называющий
себя "русским индейцем", когда сильно выпивал, пел про "Серого
голубя" и "Цветы на огороде". Мамоновский репертуар - как
родной, хотя, казалось бы, что общего? Общего много - умение
летать, суггестивный дар и беспредельность.
Никифор Семенов
Он был талисманом. Сами "чолбоны" рассказывали мне, что даже
когда он не выступал и просто был за кулисами, им было спокойно
и надежно, что он с ними. После выступления на фестивале
"Рок-Азия-90" и произведенного фурора, именно ему первому
бросился пожимать руку сидевший в жюри А.К.Троицкий,
прорвавшийся сквозь кордон охранников выразить ребятам свое
восхищение.
"Мне всегда хотелось услышать что-нибудь в этом роде, -
вспоминал он недавно, - я был просто околдован: это звучало так,
как если бы "Pink Floyd" играли у костра в тундре под настоящим
северным сиянием, а вокалистом был вошедший в транс шаман".
Неистовый голос Никифора был голосом самой природы, духом саха,
с ним "чолбоны" были вместе, как никогда, - единым организмом.
Уникальный тембр его голоса будил генетическую память,
раскручивая ее обратно в прошлое, а ритм его бубна отзывался в
пульсации крови и стуке сердца.
Вид у Никифора всегда был несколько отрешенный, его будто
отделяла от всех особая харизма - нечто, доставшееся от
бабушки-удаганки. Он вызывал к себе безотчетное почтение - как
существо иного порядка.
Он был звездой слишком яркой, чтобы долго гореть…
Намолий
Странное звучание басов его гитары придает "Чолбону" этот
фирменный, такой своеобразный - мрачный и стильный колорит.
Самый старший из "чолбонов" - по возрасту и статусу - "Нам Уола".
Парень из Намцев считает, что имя обязывает - отсюда чувство
ответственности за всех.
Его интеллигентная щепетильность всегда вызывала уважение и
помогать ему было приятно. Он тоже не оставался в долгу: как-то
пришел к нам в гости в Женский праздник с двумя букетами
тюльпанов - для меня и моей мелкой дочки. Однажды я устроила
Намолия в гостиницу Союза композиторов - недорогую, тихую, в
центре, и он жаловался после, что всю ночь ему снились "черные
собачки, которые кусали его за руки и ноги". Наверное, это были
духи советских композиторов, не принимавшие нашего рокера за
своего.
Глядя на сурово застывший, по типу индейского воина, лик Намолия
во время концерта, вспоминаешь, каким оно бывает одухотворенным
и неожиданно мягким (как у брата Саши) в счастливые моменты.
Как-то мы праздновали его день рождения в Гонконге, после
хорошего концерта, где они выступали со Степанидой. А еще раньше
праздновался мой день рождения, совпавший с днем выхода
пластинки "Проклятый камень" (Кырыстаах Таас). Из "чолбонов" в
Москве был только Намолий, была моя семья и VIP-члены
чолбоновского фан-клуба: Кокорин, армяно-испано-тувинский
скрипач Раф Бабаян, Лена Никифорова, частый гость "Табыка" Саша
Липницкий и редкий - Артемий Троицкий.
Как раз в то время создавалась компания "Алмазы России-Саха", и
ее тогдашний президент В.В. Рудаков согласился проспонсировать
выпуск пластинки, посвященной одноименному камню на тему
вытекающих из его добычи экологических последствий. Жест был
красивый - со стороны крупного производственника, понимающего
нужды государства, важность труда алмазников, при этом
принимающего во внимание неизбежный экологический ущерб, боль
коренных жителей, шум и ярость, выраженные в песнях
верхневилюйских музыкантов. Намолий тогда ответил жестом не
менее красивым - гордо отказался от денег.
Грузин
Все музыканты Якутии - даже барабанщики конкурирующих групп -
признают, что Саша Иванов по прозвищу Грузин - лучший ударник
Якутии, и что его барабаны звучат особенно музыкально.
Есть анекдот про нового русского, которому сказали, что
Страдивари делал скрипки для лохов, а для настоящих пацанов -
барабаны. Сашкины ударные звучат (для настоящих пацанов), будто
их делал Страдивари, хотя мы покупали их вместе в самом крутом
музыкальном магазине Гонконга. Сашка тогда, не торгуясь, выбрал
самое лучшее - на весь гонорар за выступление на фестивале
"Шелковый путь", а на остаток купил нам два билета на паром (до
острова, где мы все отдыхали после фестиваля), причем в первый
класс - мог ли он с таким грузом ехать во втором?
Какие бы трудные времена ни наступали для Грузина, он не
расстается со своими тарелками - как и Гриша со своим "фендером".
Юрий (Баhылай)
Потрясающей красоты истинно роковый голос, лицо грузчика, умение
приплясывать и кружиться на сцене с неуклюжей элегантностью.
Юрка в два года остался сиротой и воспитывался в детдоме.
Степанида, преуспевающая актриса, певица и гранд-дама, однажды
призналась: переживая за всех "чолбонов", она больше всех болеет
за него - оттого, что он сирота. Юрка всю жизнь работал
грузчиком и лесорубом, и однажды пожаловался на низкие
заработки. Тогда я, не знавшая в детстве сиротства и получившая
благодаря родителям образование и прочий культур-мультур,
спесиво (как я теперь понимаю) посоветовала ему вспомнить, что
он здоровый мужик и все в его руках, в то время как я, женщина,
зарабатываю на свою немалую семью и при этом не жалуюсь.
Мне бы вспомнить тогда, что Юрка выбрал музыку - недоходное, при
всем звездном статусе "Чолбона", предприятие, и что это чудо,
что они не забросили его до сих пор. И вспомнить, сколько
радости доставляет яркий Юрин голос.
Прости меня, Юра. И спасибо тебе за то, что ты есть.
Благодарю и всех Ильиных - включая Евдокию Афанасьевну. Грузина.
Никифора - за то, что был и пел, как никто.
Спасибо за музыку, мрачный колорит, свирепый шарм, шквальные
ритмы.
За музыку, полную боли, за нашу воинствующую агрессивность и не
знающие покоя души, суровую природу и израненную землю, за "поле
боя" и пейзаж после битвы, за невыносимую тяжесть бытия.
За прорывы к свету и нежности, за "улыбку детства", за память о
вечном…
Pоst sriptum: "Все казалось ему странным в этом мире,
созданном как будто для быстрой насмешливой игры. Пустая земля
пустыни…, даже эта жалкая бродячая трава - все создано для
другой жизни, великой и торжествующей. Внутри нас, бедных, живет
чувство иного предназначения, необходимого и непременного. Чего
же они так тяготятся и ждут чего-то?"
(Андрей Платонов, "Джан")
Информационный портал "Полярный круг", 18.03.2004
Источник: http://www.newpk.ru/index.php?action=read&AId=272
|