— Так ты якутка? Слушай, у вас есть классная
команда — "Чолбон"! – говорит мне при знакомстве арбатский
хиппи. Москва, середина 90-х. Приятно, черт побери.
О РОЛИ ТРОИЦКОГО
Принято считать, что их вытащил и раскрутил
Артемий Троицкий. В то же время всем ясно, что слава "Чолбона"
началась с фестиваля "Табык". Легенда гласит, что Троицкий
приехал на "Табык", услышал якутских самородков – и давай им и
гастроли на Западе устраивать, и концерты в Москве. На самом
деле все было не совсем так. Троицкий действительно был однажды
на "Табыке", но не на том, первом, откуда начался старт "Чолбона"
(да и как бы он туда попал?), а уже много позже, в качестве
почетного гостя и крестного отца. А на том "Табыке" в Центре
Культуры имени Кулаковского, бывшим тогда еще просто Домом
Культуры, была Галина Семенова – якутянка, живущая в Москве. И
так она прониклась звучанием "Чолбона", что, еще не будучи тогда
журналисткой, написала о них замечательную, пронзительную статью
в местную газету – "Эхо столицы", кажется. О том, что пророка в
своем отечестве трудно заметить. С пассажем о разбуженной
музыкой "Чолбона" национальной сущности, до того "погребенной
под русскоязычным воспитанием и англоязычной профессией". С
элементами грамотного музыкального анализа (начальное
музыкальное образование, помноженное на абсолютный слух) и со
знанием современной, тогда еще советской, рок-музыки (учеба в
конце 70-х – начале 80-х в Ленинградской аспирантуре со всеми
вытекающими, в виде дружбы с митьками и личного знакомства с
Борисом Гребенщиковым, последствиями). По возвращении в Москву
Галина отдала статью в общесоюзный тогда журнал "Музыкальная
жизнь". Ее напечатали без правок и сокращений. Там ее прочел
Троицкий – и заинтересовался. Познакомился с Галиной, попросил
кассету. Прослушав, начал рекомендовать своим знакомым – среди
которых, ясное дело, были и организаторы фестивалей, и
музыкальные критики, и промоутеры и продюсеры (хотя слов таких
мы тогда не знали). Начал во всеуслышание во всех интервью
говорить, что это его любимая группа.
И еще. Не меньше (а, пожалуй, что и больше) Троицкого
способствовал успеху "Чолбона" Александр Липницкий. Безусловно
светский персонаж, московский аристократ и коллекционер
антиквариата, среди прочих своих занятий он играл на бас-гитаре
в группе "Звуки Му" (команда Петра Мамонова, если кто забыл). С
"Чолбоном" они познакомились в Мирном, где давали совместный
концерт. Только не спрашивайте, как "Звуки Му" попали в Мирный.
Пригласили их. Не знаю я подробностей, я тогда маленькая была,
пишу по рассказам очевидцев. Но – факт. Так вот, Липницкий тоже
офигел от того, что делают ребята из "Чолбон", и тоже
настоятельно рекомендовал их послушать всем своим знакомым. И
хотя Липницкий – персонаж менее известный широким массам, нежели
Троицкий, знакомых в музыкальной тусовке у него было не меньше.
Так "Чолбон" стали широко известны в узких кругах столичных
меломанов.
"ЧОЛБОН" VS "ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА"
В начале 90-х пришла слава в масштабе страны.
Они — участники и лауреаты множества российских и зарубежных
фестивалей, лучшая авангардная группа Советского Союза. Звездным
часом группы "Чолбон" стал национальный (общесоветский то бишь)
рок-фестиваль "Рок-Азия". Тогда они взяли Гран-при, обойдя…
(внимание!) Егора Летова и группу "Гражданская оборона"! Кто
помнит, как во всех подъездах и скверах по всей стране подростки
орали под гитару "Все идет по плану", тот поймет, о чем речь.
Надо еще понимать, что советский рок в то время фактически
занимал пустующую нишу национальной идеи, объединявшей страну.
Программа "Взгляд" в воскресный прайм-тайм по Первому каналу
абсолютно бесплатно(!) крутила первые советские рок-клипы –
"Алюминиевые огурцы" Цоя, "Этот поезд в огне" Гребенщикова, "Ой-ё"
группы "Чайф". Ну, помните, наверное. То, чего не услышишь по
телевизору или радио, и чего не выпускали (с громадным
отставанием) на виниле, переписывали на кассетных магнитофонах.
Того же Летова, Янку Дягилеву, "Комитет охраны тепла". Записи
кочевали по всей стране.
К советскому року, как и вообще к СССР, был в то время высок
интерес на Западе. До распада страны "Чолбон" успели выпустить
единственный виниловый диск на фирме "Мелодия" - "Проклятый
камень". Сейчас это, вероятно, раритет.
ПОЧЕМУ "ЧОЛБОН" НЕ СТАЛ ЗВЕЗДОЙ ЭТНО
Впрочем, не могу сказать за Запад, а вот за
Москву середины – конца 90-х скажу. Я застала историческое время
– начало и расцвет клубной культуры. В 1994 году Антон Табаков
открыл первый в Москве ночной клуб – "Пилот". Не в самом центре,
но и не на окраине – станция метро "Улица 1905 года". Называлось
"ночной артистический клуб". Почему артистический, не
спрашивайте. Потом в здании снесенной сейчас гостиницы "Россия"
открылся "Манхэттан". Потом – легендарный "Титаник". Но я
отвлеклась.
Так вот, в 90-х годах, раскрученных ныне тувинцев в московских
клубах постоянно принимали за якутов. Не верите мне – посмотрите
в Интернете. Ищите "концерт якутской группы "Ят-ха", и обрящете.
В 1995, кажется, году, в Москве "Чолбон" выступали со Степанидой
Борисовой в тот самом клубе "Пилот". Программа называлась
"Звезды Азии в Москве", там, кроме "Чолбона", участвовали две
тувинские группы — "Хуун-хуур-ту" и "Ят-ха". "Чолбон" по статусу
закрывал концерт. Концерт устраивал Александр Чепарухин – еще
один незаслуженно забытый энтузиаст хорошей музыки вообще, и
якутской в частности. Знакомец Питера Гэбриэла и иже с ним.
Московская публика знает его как промоутера, привозившего в
конце 90-х Москву "Кронос-квартет" (те, что играли Джимми
Хэндрикса на скрипках) и оркестр Майкла Наймана (автор музыки ко
всем фильмам Питера Гринуэя). Это Чепарухин привозил на "Табык"-98
"Воплей Видоплясова", Инну Желанную и шотландскую команду "Мистери
Джюс".
Лучший на моей памяти сольный концерт "Чолбона" был в
подмосковном ДК на Николиной Горе, где по соседству с
новорусскими коттеджами расположились знаменитая дача
Михалковых-Кончаловских и якутский дом отдыха "Бэс Чагда". "Чолбон"
со Степанидой Борисовой возвращались тогда через Москву в Якутию
с фестиваля азиатских искусств в Гонконге. В зале были только
свои: Липницкий, организовывавший концерт, притащил из Москвы
кучу народа, в основном музыкантов, пришли якутяне из
пансионата. Такого сильного эмоционального потрясения я никогда
не испытывала. Я реально плакала – от счастья и гордости. Ребята
были на пике. Саша "Грузин" так вошел в раж, что вдребезги
разбил новую ударную установку, только что купленную в Гонконге
(на весь гонорар).
Примерно с того времени интерес к русскому року в мире сменил
интерес к горловому пению и этнической музыке. Но эту волну
оседлали не якуты, а более предприимчивые тувинцы. Теперь "Ят-ха"
и "Хуун-хуур-ту" — мировые звезды world music. А "Чолбон" почти
забыт. Хотя в свое время у них были успешные гастроли во Франции
и Италии, Финляндии и Гонконге.
Впрочем, у меня есть внятное объяснение, почему "Чолбон" не
стали звездами этно. Потому что это никакое не этно, и даже не
этно-рок, а самый настоящий рок, без приставок. Классика рока,
если хотите. А как раз классика труднее всего поддается
определениям и внутренней классификации. "Дорз", например, что
это? Или "Пинк Флойд"? Рок, а дальше? Несомненно одно: "Чолбон"
- это, прежде всего, рок-группа. И как и любую рок-группу, "Чолбон"
надо хоть раз послушать вживую, ведь главное, чем они цепляют —
это энергетика. Неподдельная, сырая, мощная, первобытная,
животная (от древнерусского слова "живот" в значении "жизнь").
Это невозможно объяснить, это надо слышать. Можно навешать
ярлыков типа "психоделический рок", "мистерия звука", "шаманы с
электрогитарами", но понятнее от этого никому не станет. Они и
сами не могут объяснить, как им это удается, поэтому не любят
давать интервью. Да от звезд ведь и не требуют объяснений,
почему они светят?
ОПЯТЬ 25?
Многие помнят, что не далее как год назад
группа "Чолбон" отмечала свое двадцатилетие концертом в Русском
театре. Но последний концерт, состоявшийся 4 апреля 2007 года в
Театре оперы и балета, опять маркировали юбилейным, называя
другую цифру – 25. Как это? Меж тем никакого обмана нет. Ровно
четверть века назад, в 1982 году в селе Кэнтик Верхневилюйского
улуса Михэлэ Тумус, известный меломанам как "отец якутского
рока", он же – автор многих текстов песен якутских рокеров (не
только "Чолбон", но и "Дапсы", к примеру), создал группу. Не
мудрствуя лукаво, группу назвали "Кэнтик", по названию села. В
составе ее были трое основных "чолбоновцев" - Александр Ильин
(клавиши), Александр Иванов (ударные), Юрий Васильев (гитара,
вокал) и еще несколько музыкантов. В 1986 году состав обновился:
вместо ушедших музыкантов в группу пришли еще два брата Ильиных
– Григорий (гитара) и Намолий (бас-гитара). К тому моменту
ребята уже нашли свое неповторимое звучание, как и прославившее
их впоследствии название – "Чолбон".
Сейчас их по-прежнему пятеро, но получившего повышение Намолия
(он стал не просто ветеринаром, а хирургом) сменил Гаврил
Сазонов.
ГДЕ ТА МОЛОДАЯ ШПАНА, ЧТО СОТРЕТ НАС С ЛИЦА
ЗЕМЛИ?
То, что происходило в минувшую среду на сцене
Театра оперы и балета, меньше всего напоминало отчетное
юбилейного мероприятие. Если Гребенщиков только задавался
вопросом, "где та молодая шпана", то музыканты из группы "Чолбон"
эту шпану – школьников Верхневилюйских – пестовали, выращивали –
и вывели во время юбилея на сцену. Возраст участников групп "Кэскил",
"Мохсогол" и "Тосхул" примерно одинаков – 8-9 класс средней
школы. Играют и держатся на сцене они более чем прилично. Во
всяком случае, на хорошем уровне, много выше, чем многие
участники прошлых "Табыков" (из молодых групп). И главное – есть
в них этот заряд энергии, желания, творчества.
А главный свой хит – "Хотойбун" - "Чолбон" доверили исполнить
группе "103" из Хатассов. Сегодня эти ребята – самое яркое из
того, что есть в якутском роке и вообще в якутской музыке. Они
просто хороши, чесслово. Вывезти их сейчас в Россию на
какой-нибудь фестиваль – всех порвут, как Тузик тряпку. Сделать
серию клубных концертов по Москве, и через полгода можно будет
собирать Горбушку.
Их фирменная примочка – соло на хомусе, переходящее в басовую
партию. Они и в "Хотойбун" ее вставили. И своих песен пару
исполнили. Наверное, излишне говорить, что зал их принял "на
ура". Запомните название – "103". Это моя любимая группа. (Да,
иногда, очень редко – в такие моменты – мне жаль, что я не
Троицкий).
© Вторник, 2007
Источник: http://dvmusic.ru/index/articles/one/full/1747
|