ЧОЛБОН
Сайт, посвященный легендарной якутской рок-группе
На главную страницу Написать письмо

 

Виталий Андрианов

«Чолбон» живее всех живых

Рок-н-ролл мертв, - надменно заявил более двадцати лет назад Борис Гребенщиков. А через несколько лет, вроде как назло ему, звуковое и идеологическое пространство страны оказалось натурально взорвано вырвавшейся из подвалов штормовой волной советского рока. На гребне этой волны, в самом ее водовороте оказалась и группа из тихой верхневилюйской деревни. Сейчас название этого коллектива известно любителям рок-музыки во всем мире – «Чолбон». Но время идет, и иные «авторитеты» заявляют сегодня о том, что и якутский рок себя изжил, и вообще, теперь то рок-н-ролл уж точно мертв. А «Чолбон», улыбаясь, настраивают гитары перед юбилейным концертом, в котором на одной сцене с ними выступают четырнадцатилетние пацаны.

Настоящая дата рождения рок-н-ролла известна точно – 12 апреля 1954 года. Это день, когда Билл Хейли записал пластинку с песней Rock Around the Clock. «Чолбон» шел к своей первой пластинке почти десять лет, да и глупо было бы применять к якутской группе те же методы поиска точки отсчета, как и к представителям американской молодежной культуры. И культура у нас другая, своя, и условия ее обитания весьма отличаются. Так что началась история «Чолбона» в 1981 году, и не важно в какой именно день – когда как не в апреле праздновать свой четвертьвековой юбилей группе, с появлением которой начался путь от полярной ночи к весеннему расцвету якутской рок-культуры, путь к пробуждению.
Юбилейных выступлений, кстати, состоялось уже два, и еще не известно, сколько их будет до конца года. Сначала «Чолбон» обкатал программу в минувшие выходные на первом пивном фестивале «Пробка», проводившемся в баре «Гараж». Веселой рокерской вольнице, да еще тонущей в бесплатном пиве, как-то и не пристало думать о таких понятиях, как время и возраст. Может, поэтому и ускользнул от зрителей и участников тот факт, что они, по сути, праздновали 25-летие якутского рока вообще. Ведь «Чолбон» были первыми, кто состоялся, с них все началось, а значит, это у всего якутского рока юбилей. Что интересно, такое рок-мероприятие, как пивной фестиваль, в Якутске проводилось впервые.
А вот в среду концертная площадка «Чолбона» была не такой демократичной, как на «Пробке», но зато соответствующая статусу – Государственный театр оперы и балета. Но и здесь на одной сцене с легендой выступали группы молодые, как, например, «103» из Хатасс, уже снискавшие себе популярность в городе. Кстати, начиная играть, не очень-то думали «103» о возможном успехе. Таком, какой пришелся на долю их звездных земляков. Просто не могли не играть, впрочем, как и сами «Чолбон» в далеком 1981 году. Выступили на концерте и совсем молодые, по четырнадцать лет, парни, у которых вообще все еще впереди, и родом они с малой родины юбиляров - из Верхневилюйска.
Как показали концерты, «Чолбон» уже не пытаются дополнительно подчеркивать этническую составляющую своей музыки архаичными национальными костюмами, которые в свое время так притягивали любителей экзотики и шокировали, даже отталкивали традиционалистов от рока. По прошествии лет осталась только музыка в чистом виде, которая, если искренна, не нуждается в дополнительных костылях и подсказках. Да и 25 лет, надо сказать, – срок немалый. Якутский рок, оставаясь вечно молодым, все-таки вошел в пору зрелости, когда есть уже свои ветераны и своя история. К чему он, наш рок, пришел, почему так, а не иначе, и куда идет дальше – на юбилее об этом говорилось достаточно.

Газета "Наше время", 06.04.2007

   

 

Hosted by uCoz