|
Рок-н-ролл мертв, - надменно заявил более
двадцати лет назад Борис Гребенщиков. А через несколько лет,
вроде как назло ему, звуковое и идеологическое пространство
страны оказалось натурально взорвано вырвавшейся из подвалов
штормовой волной советского рока. На гребне этой волны, в самом
ее водовороте оказалась и группа из тихой верхневилюйской
деревни. Сейчас название этого коллектива известно любителям
рок-музыки во всем мире – «Чолбон». Но время идет, и иные
«авторитеты» заявляют сегодня о том, что и якутский рок себя
изжил, и вообще, теперь то рок-н-ролл уж точно мертв. А «Чолбон»,
улыбаясь, настраивают гитары перед юбилейным концертом, в
котором на одной сцене с ними выступают четырнадцатилетние
пацаны.
Настоящая дата рождения рок-н-ролла известна точно – 12 апреля
1954 года. Это день, когда Билл Хейли записал пластинку с песней
Rock Around the Clock. «Чолбон» шел к своей первой пластинке
почти десять лет, да и глупо было бы применять к якутской группе
те же методы поиска точки отсчета, как и к представителям
американской молодежной культуры. И культура у нас другая, своя,
и условия ее обитания весьма отличаются. Так что началась
история «Чолбона» в 1981 году, и не важно в какой именно день –
когда как не в апреле праздновать свой четвертьвековой юбилей
группе, с появлением которой начался путь от полярной ночи к
весеннему расцвету якутской рок-культуры, путь к пробуждению.
Юбилейных выступлений, кстати, состоялось уже два, и еще не
известно, сколько их будет до конца года. Сначала «Чолбон»
обкатал программу в минувшие выходные на первом пивном фестивале
«Пробка», проводившемся в баре «Гараж». Веселой рокерской
вольнице, да еще тонущей в бесплатном пиве, как-то и не пристало
думать о таких понятиях, как время и возраст. Может, поэтому и
ускользнул от зрителей и участников тот факт, что они, по сути,
праздновали 25-летие якутского рока вообще. Ведь «Чолбон» были
первыми, кто состоялся, с них все началось, а значит, это у
всего якутского рока юбилей. Что интересно, такое
рок-мероприятие, как пивной фестиваль, в Якутске проводилось
впервые.
А вот в среду концертная площадка «Чолбона» была не такой
демократичной, как на «Пробке», но зато соответствующая статусу
– Государственный театр оперы и балета. Но и здесь на одной
сцене с легендой выступали группы молодые, как, например, «103»
из Хатасс, уже снискавшие себе популярность в городе. Кстати,
начиная играть, не очень-то думали «103» о возможном успехе.
Таком, какой пришелся на долю их звездных земляков. Просто не
могли не играть, впрочем, как и сами «Чолбон» в далеком 1981
году. Выступили на концерте и совсем молодые, по четырнадцать
лет, парни, у которых вообще все еще впереди, и родом они с
малой родины юбиляров - из Верхневилюйска.
Как показали концерты, «Чолбон» уже не пытаются дополнительно
подчеркивать этническую составляющую своей музыки архаичными
национальными костюмами, которые в свое время так притягивали
любителей экзотики и шокировали, даже отталкивали
традиционалистов от рока. По прошествии лет осталась только
музыка в чистом виде, которая, если искренна, не нуждается в
дополнительных костылях и подсказках. Да и 25 лет, надо сказать,
– срок немалый. Якутский рок, оставаясь вечно молодым, все-таки
вошел в пору зрелости, когда есть уже свои ветераны и своя
история. К чему он, наш рок, пришел, почему так, а не иначе, и
куда идет дальше – на юбилее об этом говорилось достаточно.
Газета "Наше время", 06.04.2007
|