Вместо вступления
Наконец-то настало время говорить о якутской рок-музыке как о
ЯВЛЕНИИ в рок-жизни нашей страны. Даже центральная пресса
призналась: "…бесспорно, якутский рок – явление уникальное…" Об
этом же свидетельствуют успешные выступления наших групп на
самых различных уровнях. Например, на первом международном
фестивале "Голос Азии" в Алма-Ате Якутия была представлена сразу
тремя (!) командами - "Ай-тал", "Сэргэ" и "Чороон".
Сейчас якутским рок-командам нужен хороший спонсор, импрессарио
и вперед, за "бугор"! Нашим в "Совке" (Советский Союз – прим.
авт.) можно больше и не выступать, как говорит знаменитый
продюсер Питер Дженнер: "Запад слишком долго заставлял слушать
всех себя, теперь настала ваша очередь заставить себя слушать".
А первопроходцами, которые на весь Союз заставили говорить о
Якутии, как о новом центре рок-жизни были ребята из группы "Чолбон".
И именно о них мой сегодняшний сказ. Это не профессиональный
музыковедческий разбор их песен и композиций ("…пентатонные ряды
в сочетании" и т.д.) и не перечень завоеванных ими лауреатских
званий (хотя есть что гордо перечислить обывателю). Это просто
фотографический срез памяти, эскиз того настроения, которое
вызывается музыкой "Чолбона".
Тема
В чем пленительность мелодий "Чолбона"? Только ли в мелодичности
этих композиций, с их неожиданными музыкальными ходами и с
"душевными надрывами"? Да, но не только в этом.
Ребята не имеют специального музыкального образования, но тем не
менее обладают редкостным слухом. Они поразительно верно
чувствуют и улавливают ту мелодию, которая звучит не только в их
душах, но и в душах других людей. И они так точно передают
своими простыми осипшими голосами самые тончайшие душевные
нюансы, что это доходит до всех независимо от национальности.
Слушая некоторые вещи "Чолбона", я имею в виду ставшие хитами
песни "Одиночество", "Когда нибудь…", "Улыбка детства" и
некоторые другие, поражаешься тому, как могут музыканты
допускать столько явных ошибок и как все эти ошибки не имеют
никакого значения для слушательского восприятия. Они уже живут
другой, самостоятельной жизнью.
"Чолбон" еще раз доказал, что в рок-музыке не голая техника
стоит на первом месте. Есть много групп, которые вообще играют
как с пластинки, но того духа, который есть у "Чолбона" им
никогда не достичь.
А стоит запеть ребятам "Чолбона" и изливается душа, и дышит
искусство, простое и редкое по соразмерности, по силе
воздействия духа. Их искусство сильно прежде всего страстью,
если можно назвать тоску страстью, упоением, мужеством
исторгаемых звуков и чувств. В их песнях слышится зов предков,
крик души из мрака одиночества, это песни об обидах и обманах,
об одиночестве и неразделенной любви, о горе и о радости. Это
блюзы, а блюз всегда устремлен в глубь человеческой души. И обо
всех этих общечеловеческих понятиях поется на изысканно чистом
якутском языке, и песни группы обращены прежде всего к
национальному самосознанию слушателей. И в этой ярко выраженной
самобытности немалая доля причины их успеха.
На концертах "Чолбона" происходит тот редкий случай, когда
зрителю предоставляется возможность самому, в одиночку,
осмыслить увиденное и услышанное, и вместе с тем со всеми
воспринять каждое слово и почувствовать себя частичкой единого
целого. И здесь воображение каждого увлекает его "в тот неясный,
но всегда до боли желанный мир, слагающийся из собственных
воспоминаний, грез, тоски, уроков совести, из утрат и радостей,
изведанных человеком на его жизненном пути".
Действительно, нам даровано такое чудо как "Чолбон"! Видать, они
родились под одной счастливой звездой и вот, какое счастье, они
встретились. Боже мой! Когда же мы научимся ценить и воздавать
почести при жизни?! Ведь они кем-то свыше сопряжены вместе,
"чтобы мы погружались в себя, в кружащие омуты подсознания,
воскрешали в себе прошлое, дух и скорбь ушедших поколений".
Музыка "Чолбона" – это не музыка сытых и пресыщенных. Это не
слащавая спокойная музыка, эти звуки бьют по обнаженным нервам,
западая в душу, бередя душу и вызывая беспредельную тоску. Эта
музыка как боль и плач народа дошедшего до крайней черты. И
наверное, не случайно, что именно израненная и отравленная земля
седого Вилюя вырастила этих ребят.
Вот почему так тоскливо печальны песни "Чолбона", вот почему в
деревнях, где-нибудь в грязных прокуренных кочегарках и в
городах, среди кафеля и сияния хрусталя люди с одинаковой тоской
и со слезами глушат водку под звуки песен "Чолбона"…
А я вновь и вновь включаю магнитофон:
"…Когда-нибудь…
Когда я уйду из этой жизни
Душа моя обратившись в коршуна
Будет летать над родными аласами…
Тогда…
С неимоверной высоты
Я прокричу тебе ту истину,
Которую живым в этом мире
Постичь не суждено…"
Журнал "Илин", № 1, 1991
Источник:
http://ilin-yakutsk.narod.ru/1991-1/46.htm
|