Компакт-диск
Международного фестиваля «Табык»
составлен на основе лучших аудиоматериалов.
Табык
— древний ритуальный инструмент народа
саха. Он считался священным и имел
культовое значение. Табык изготавливался
из одной или нескольких бычьих кож, которые
после прохождения специальной обработки
натягивались между двумя коновязями. Табык
подобен громогласному вечевому колоколу,
собирающему людей в исключительных случаях.
А разве не показательно, что «Табык»
зазвучал именно тогда, когда рок стал
выражением нового мироощущения молодого
поколения саха, обретшего в нем свой
культурный символ, надежду и рупор? «Табык»
подобно древнему культовому инструменту
всколыхнул размеренную традиционную
культурную жизнь якутян. Он ворвался в их
сознание и души подобно стремительному
шквальному ветру. Его импульсивные ритмы
прокатились не только по самым дальним
улусам Якутии, но и потрясли основы
отечественной и зарубежной рок-культуры.
“Табык” (в рекламе компакт-диска
фестиваля “Табык” использован фрагмент
работы Валериана Васильева “Аал-Луук Мас”).
1. Степанида
Борисова & Ай-Тал
Мольба
(М.Тумус)
2. Сэргэ Так
почему же? (А.Босиков - Р.Плотников)
3. Чороон
Размышление
в ночи (М.Тумус)
4. Чолбон
The
Theme (Ильины)
5. Ай-Тал
Путник
(Ю.Спиридонов - Н.Михалева)
6. Сээдьэ
Приглашение
к танцу
7. Мюрючээнэ
Грустная
песня (П.Петров)
8. Иэхэй-Чуохай
Иэхэй-Чуохай
(В.Татаринов)
9. Хардыы
Черная
ворона (Г.Колесов)
10. -72оС
Предначертание
свыше (В.Власов)
11. Вячеслав Кемлиль & Сээдьэ
Камлание
чукотского шамана
12. Михаил Тумус & Чолбон
Песнь
Тыгына (М.Тумус)
13. Петр Оготоев Импровизация на хомусе
1995
Якутск
скачать
Гулкое эхо Табыка
Пятилетнему юбилею фестиваля
посвящается...
Компакт-диск, который Вы держите
в своих руках, посвящён знаменательной дате – пятилетнему юбилею
Международного фестиваля современной молодёжной музыки
Республики Саха (Якутия) и составлен на основе лучших
аудиоматериалов “Табыка” разных лет.
Это не первый опыт презентации фестивальных программ. Не так
давно – в 1993 году – был выпущен двойной альбом с записями
концертов “Табык-91”, который произвёл неизгладимое впечатление
на российских меломанов.
Надеемся, что настоящий компакт-диск откроет новую страницу в
познании духа, нерва и сердца якутской рок-музыки. Пять лет...
Много это или мало? Теперь, по истечении времени, мы словно
путники можем оглянуться назад и вспомнить – с чего же всё
началось? А начало положила стремительно взлетевшая, яркая,
феерическая Утренняя звезда, а по-нашему – просто “Чолбон”. В
символичности этого названия кроется что-то мистическое.
Действительно, трудно не проводить аналогии между рождением
новой звезды и возникновением саха-рока – уникального,
самобытного явления не только в культуре якутов, но и рок-музыки
в целом. “Чолбон”, подобно метеору, увлёк в свой звёздный путь
возникшие вслед за ним другие молодые якутские группы. Они не
стремились к славе и наградам. Они просто взяли в руки гитары и
высказали всё то, что их более всего волновало. И тогда они
обрели свой голос, голос полный силы и мощи, голос, гулким
табыком отозвавшийся в сердцах молодых, затронув самые
сокровенные струны их душ.
Успех и признание сами нашли их. В мае 1987 г. “Чолбон” выступил
в Мирном, где произвёл огромное впечатление не только на своих
земляков, но и на гостей рок-фестиваля. Уже осенью 1989 года
группа совершила триумфальное турне по городам России –
Барнаулу, Свердловску, Москве и др. А потом “инициативная
группа” якутских рокеров и меломанов, а именно – Семен и
Александр Ермолаевы, Дмитрий Васильев и легенда саха-рока, его
“крестный отец” Михаил Тумусов решили: “Почему бы якутским
рок-музыкантам не объединиться и не провести свой
республиканский фестиваль?”. С их легкой руки, а так же при
активном содействии сначала обкома комсомола, а затем
Министерства по делам молодежи, туризма и спорта и, прежде
всего, “крестной матери” рок-фестиваля Антониды Корякиной,
родился “Табык-90”.
Это название было выбрано не случайно. Оно тоже весьма
символично. Табык – древний ритуальный инструмент народа саха. В
него били в дни больших праздников или бедствий. А разве не
показательно, что “Табык” звучал именно тогда, когда рок стал
выражением нового мироощущения молодого поколения саха,
обретшего в нем свой культурный символ, надежду и рупор?
“Табык-90”, подобно древнему культовому инструменту, всколыхнул
размеренную, традиционную в культурном отношении жизнь якутян.
Он ворвался в их сознание и души подобно стремительному
шквальному ветру, его импульсивные ритмы прокатились не только
по самым дальним улусам Якутии, но и потрясли основы
отечественной и зарубежной рок-культур.
На вечевой глас “Табыка-90” отозвались рок-музыканты из
различных уголков земного шара. “Табык” заметили и сразу
признали. С 1991 года фестиваль получил так же и статус
“международного”. И тут же с корабля на бал: в 1991 году в
Москве состоялась презентация якутской этнической музыки – групп
“Чолбон”, “Ай-Тал”, “Сэргэ” и “Чорон”, заранее обреченная на
полный... успех.
А что дальше? Дальше – “Табык-92”. И хотя на нем отсутствовали
“Сэргэ” и “Чорон”, “зачехлившие свои клинки”, но зато мощным
рывком вперед вышла группа “Харды”. Смело заявили о себе
“Сандал”, “Санта-Мария” и др. Но именно 1992 год вошел в историю
“Табыка” как год кризисный и переломный. Жесткое дыхание
рыночных отношений, повсеместная коммерциализация музыкального
искусства, сложное материальное положение, а порой и безработица
многих молодых музыкантов не могли не отразиться на атмосфере
“Табыка-92”. Исполнители почувствовали некий творческий застой и
ощущение того, что они отдали зрителям все, что могли. К тому
же, по древнему якутскому обычаю, в табык бьют только трижды –
при рождении, зрелости и смерти...
Наступила тишина. Тишина особенно громкая и гнетущая после
терпких созвучий и грохочущих ритмов “Табыка – 90, 91, 92”.
В течение всего 1993 года исполнители и организаторы
дискутировали на тему: “Быть или не быть? Вот в чем вопрос...”.
Ведь из смотра самодеятельных рок-коллективов “Табык” успел
стать плацдармом целого направления – движения современной
музыки народа саха. К тому же он был единственным фестивалем
подобного рода не только у нас в республике, но и во всем
Восточно-Сибирском регионе. В нем нуждались как сами
исполнители, испытывающие потребность в тесном контакте с
широкой аудиторией, знакомстве друг с другом, так и публика, с
нетерпением ожидающая от своих кумиров новых творческих находок.
И что еще немаловажно, за эти годы “Табык” собрал вокруг себя
инициативную, энергичную, талантливую молодежь, энтузиазм и
экспериментаторство которой создавали на фестивале особую,
дерзкую, бодрящую атмосферу большого праздника. Поэтому,
несмотря на то, что было сказано, что “Табык” умер... мы снова
провозгласили: "Да здравствует “Табык”!"
Такова предыстория “Табыка-94”. На нем, помимо титанов якутского
рока – “Чолбон” и “Ай-Тал”, – было представлено большое
количество молодых начинающих групп. Из зарубежных гостей
следует назвать монгольских исполнителей – Сарантуя и Гана, а
так же группу “Shining Path” из Великобритании. В “Табыке-94”
приняли участие и коллективы т.н. этнической поп-музыки – “Иэхэй-Чуохай”,
“Колымчане”, “Сээдьэ”. На заседаниях арт-клуба неоднократно
поднимался вопрос о правомерности представления в рамках одного
фестиваля столь разнонаправленных групп. Картина современной
якутской музыки очень пестра. Её сложно делить на течения и
направления, которые сформировались в западной и русской
рок-поп-культурах. Наверное и не следует этого делать, потому
что она все ещё находится в стадии формирования и “первобытного
синкретизма”. Поэтому пестрота и некоторая разнонаправленность
“Табыка” вполне объяснимы. Соглашусь с мнением московского
менеджера Андрея Баранова, что западный и отчасти русский рок –
скорее продукт ума и техники, нежели души. Искусство же лучших
якутских групп, представленных на этом диске, базируется на
богатейших традициях фольклора, национальной философии и
мифологии, пантеистского и анимистического воззрения на
окружающий мир. Оно идет из глубин живой народной души, поющей
голосом нового поколения саха. Умение гармонично сочетать
новейшие веяния рок-поп-музыки с традициями духовной культуры
якутов и определило необыкновенный успех “Сэргэ”, “Чолбона”,
“Ай-Тал”, “Чороона” и др. По мнению фольклориста, доктора
искусствоведения Эдуарда Алексеева, “рок и фольклор близки по
своей сути, являясь живым устным искусством, которое
непосредственно откликается на сегодняшнюю музыкальную ситуацию.
Встреча двух музыкальных явлений, ранее отдельно существовавших,
аккумулирует энергию народного музыкального творчества,
накопленную столетиями, и огромную энергию рока, подкрепленную
новыми техническими средствами...”.
Рождение и быстрый взлет нового направления в якутской культуре
– саха-рока обусловлены возрождением фольклора, новыми веяниями
и позитивными сдвигами в обществе, ростом национального
самосознания.
Татьяна Павлова,
музыковед
Источник: http://ilin-yakutsk.narod.ru/trilistnik/2000-2/15.htm
Другие варианты конверта
компакт-диска
|